Но насколько радикальными должны быть перемены? Как понять, когда сайт нуждается в тотальной переработке, а когда — в локальных улучшениях? На эти вопросы отвечает Кирилл Кириллов, CEO веб-студии AIR Production, которая специализируется на веб-разработке для компаний финансово-страхового сектора.
— Как решить, нужен ли редизайн и понять его масштабы?
Иногда будет нужна большая переработка сайта, а иногда — локальные изменения. Основная идея в том, чтобы распознать специфику вашего случая и уберечь компанию от лишних расходов.
Для этого посмотрите, какие глобальные цели стоят перед digital-каналом на ближайшие два-три года. Вы — большая финансовая организация, но хотите улучшить взаимодействие в онлайне с физическими лицами? Тогда подумайте о том, что эти самые «простые люди» хотят: получить кредитную историю, дебетовую карту на дом или оформить кредит, не выходя из дома? Что вы должны показать и рассказать на сайте, чтобы физические лица активнее пользовались услугами?
Возможно, вам нужно расширять и развивать онлайн-продажи или взять под прицел новые сегменты аудитории. Сформулируйте задачи вместе с агентством. И дальше смотрите, насколько эффективно текущее решение, и какие перемены вам нужны (если нужны).
Часто хотят сделать полную переработку сайта, но объяснить, что именно не так с сайтом, не могут. Тогда мы слышим фразы вроде: «Цвета как-то не сочетаются и блоки вот тут выбиваются». И вместо того, чтобы локально закрывать такие задачи и не тратить время и деньги компании, заказчик решается на подвиг редизайна.
Еще деталь: когда работаете над новым сайтом, подумайте, не будет ли он перекрывать кислород задачам, которые успешно выполняет нынешний онлайн-канал. В пылу решений хорошо видны будущие цели, но ради них не нужно жертвовать другими значимыми показателями.
— А с какими конкретными целями приходили клиенты? Что помогло понять, что без редизайна не обойтись?
Например, наш банковский клиент поставил, среди прочих, цель сделать сайт понятным для людей среднего и старшего возраста. Молодые и активные пользователи разбирались в навигации интуитивно, а более зрелая аудитория — нет. Одна из целей была в том, чтобы приучить людей от 45 лет к мысли, что банк существует только онлайн и можно спокойно доверять ему деньги. И вторая цель: сделать так, чтобы пользователи от 20 лет также не ушли после перезапуска сайта. Это случай, когда сайт должен справляться с задачами не в ущерб другим, достигнутым, целям. В рамках редизайна мы упростили сценарии и перенесли сайт на 1С-Битрикс, освежили дизайн, сделали адаптив.
Или второй пример из нашей практики: мы в AIR перезапускали онлайн-сервис БКИ Equifax. Цель была в том, чтобы рассказать людям о важности кредитной истории и научить работать с ней.
Обилие продуктов затрудняло навигацию и поиск нужного на сайте. Наш вариант дизайна был основан на принципах material design, чтобы смягчить нагрузку на пользователя от количества сложной информации. Сайт буквально «задышал»: вместе с обязательными элементами фирменного стиля, на нем появилось много белого цвета и свободного пространства. На главную мы вывели только три основные услуги и CTA-форму, а информацию о других продуктах оптимизировали и разместили в меню. Как итог, регистрации на сайте увеличились на 15%, а количество повторных заказов услуг — на 30%. Это хорошие показатели для Бюро кредитных историй.
Я привел как-раз те случаи, когда без глобальных переделок было не обойтись: цели онлайн-канала были масштабнее уровня доработок.
Но были и другие. У нас есть клиент из страхового сегмента, который пришел в AIR с целью переделать пользовательские сценарии. Однако предпроектная аналитика показала, что их клиенты не испытывали затруднений с поиском и навигацией по сайту. Мы объяснили, почему это лишняя трата денег и времени. Наше участие свелось к небольшим локальным обновлениям и технической поддержке сайта.
— В заключение разговора, скажите, сколько времени уходит на полный редизайн сайта финансовой организации?
Большой проект со значительными изменениями займет от нескольких месяцев до года и даже больше. Все зависит от сложности, целей и масштаба разработки. Перед тем как принять окончательное решение, задайте себе вопрос: «Как бизнес изменится после запуска?». Тогда вы оставите главные задачи, отсортировав их от сиюминутных или неважных.