Как сообщает Bloomberg, в конце 1980-х перевод денег из Лондона в Сомали требовал от отправителя поездки к брокеру, 10% сбора от суммы перевода и кучи нервов в ожидании известия о том, что средства дошли адресату. В 2010 году выходец из Сомали Исмаил Ахмед создал стартап WorldRemit и исключил всех посредников на пути денег. WorldRemit – один из десятка проектов, работающих через сайты и мобильные приложения, которые обещают простые и дешевые способы передачи денег за границу. По оценкам Всемирного банка, отправители денежных переводов оставили банкам и курьерам в среднем 8 % из $583 млрд., которые послали родным за границу в прошлом году. При отправке свыше $1000, WorldRemit и его конкуренты берут всего максимум 1,3%. Для сравнения, Western Union берет 5% от суммы перевода.
Для того, чтобы сохранить расходы на низком уровне, стартапы работают только в цифровом виде. Они предлагают лучшие курсы обмена валют, для перевода денег достаточно простой регистрации и предоставления идентификационных и платежных деталей. Для ускорения всех операций и соблюдения требований регуляторов в части законодательства об отмывании денег, большинство стартапов проводит автоматичсекую ID проверку, отмечает Майк Лавен, главный исполнительный директор валютной компании Cloud, которая обрабатывает около $ 1 млрд. ежемесячных валютных операций для клиентов, включая банки и Fintech-стартап.
WorldRemit и конкурент Azimo работают в основном со средствами «синих воротничков» из числа мигрантов, которые регулярно отправляют деньги домой, средняя сумма перевода $1000 или меньше. Другой стартап, CurrencyFair из Дублина, ориентирован ан профессионалов, которые отправляют крупные суммы, средний платеж равен $ 5500. Средства идут на оплату образования и ипотечных кредитов. Лондонский TransferWise в среднем переводит $ 2300 за операцию, хотя руководители утверждают, что рады любым клиентам.
В этом году четыре стартапа отправили за границу от $10 млрд до $ 16 млрд. Они работают в Европе, где существуют удобные правила и при получении лицензии на работу в одной стране, можно работать по всему Евросоюзу. В США такие льготные условия невозможны, поскольку существуют ограничения на работу в разных штатах.
Большинство стартапов передачи нерентабельны, но привлекают инвесторов, которые заинтересованы в расширении доли рынка таких компаний. WorldRemit привлекла $100 млн. от инвесторов в феврале, общий объем финансирования вырос до $147 млн. TransferWise собрал около $91 млн; Azimo — $31 млн, большая часть которых получена в июне; CurrencyFair привлек $16 млн.
Стартап TransferWise, который привлек финансирование от Ричарда Брэнсона и Викрама Пандита, делает ставку на потерю доверия клиентов к банкам. WorldRemit работает с 50 странами, имеет лицензию в 41 штате США и работает на территории остальных. CurrencyFair выходит на американский рынок, в Гонконг и Сингапур в следующем году. TransferWise начнет работу в Канаде и Японии в течение шести месяцев. По мнению генерального директора Azimo Майкла Кента, трудно найти страну, где люди не ищут дешевых и быстрых денежных переводов, а основатели стартапов слишком долго работали таксистами, официантами и уборщиками.
Марина Бродская, Bankir.Ru